Индуистские храмы составляют значительную часть культурной программы во время путешествия по Индии. Именно поэтому прошлый пост был посвящен некоторым практическим аспектам индуизма, с которыми так или иначе встречается каждый турист. Сегодня свой рассказ об индуизме я дополню небольшой обзорной статьей про индуистские храмы, посещение которых требует соблюдения определенных правил поведения.

 

Ekambareswarar Temple

Ekambareswarar Temple

Как выглядит индуистский храм (мандир)?

Вид индуистского храма в Индии не менялся уже не то что несколько столетий, а даже тысячелетий. Все дело в том, что строительство мандира выполняется в соответствии со строгими канонами, описанными в священных текстах.

Святилище

Святилище

Как и в других «божьих домах», центральное место в индуистском храме занимает святилище, которое далеко не всегда доступно для иноверцев. Все святилища в популярных храмах Индии, которые мне удалось посетить, выглядели приблизительно одинаково. Это очень маленькая квадратная комнатушка, все стены которой обиты металлическими чеканными пластинами, с обязательным атрибутом — изображением (мурти) божества или его аватара, установленным посередине. Перед входом в святилище, эту комнатушку нужно обойти вокруг три раза по часовой стрелке, читая специальную мантру (мы обходились без нее). Затем можно войти в святая святых и провести пуджу. Рядом с мурти всегда находится брахман, ставящий на лбы верующих тилаку, собирающий денюжку и ухаживающий за мурти. Мы как-то наблюдали весь процесс «ухаживания»: статую моют водой, прикрывают неприличные места разноцветной тряпочкой, посыпают яркой пудрой, украшают цветами — сплошная экзотика.

Прямо над святилищем располагается храмовая башня, которая в отсутствии гопурамов является самой высокой частью храма. Узким коридором святилище связано с широким залом, где верующие проводят больше всего времени: кушают, общаются, читают мантры. Таких залов может быть несколько, их размеры и форма зависит от величины храма. Перед входом в  мандир установлен столб с флагом, изображающим символы бога, которому посвящен храм. А рядом — его ездовое животное, расположенное лицом к храму. Например, если перед храмом Вы обнаружили быка (Нанди), можете быть уверены, что храм посвящен Шиве или его супруге.

 

Бык Нанди перед храмом Минакши

Бык Нанди перед храмом Минакши

 

Неотъемлемый атрибут каждого крупного храма — большой искусственный пруд прямоугольной формы с маленьким павильоном посередине, который используется для обряда омовения.

 

Храм Минакши

Пруд в Храме Минакши

 

Гопурам храма Минакши

Гопурам храма Минакши

Индуистский храм, как правило, обнесен забором с одними двумя или четырьмя воротами. В южных архитектурных стилях (особенно в штате Тамил Наду) характерным отличием культовых сооружений является гопурам — гигантская пирамидальная башня-ворота. Самые крупные храмы, такие как храм Минакши в Мадурае, оснащены четырьмя огромными гопурамами, в соответствии со сторонами света, и 12 маленькими. Гопурамы поражают не только своими размерами, но и отделкой: все они декорированы небольшими скульптурами, размещенными на многочисленных ярусах, которые изображают сцены из священных книг. Каждая скульптура детальнейшим образом прорисована, как будто ее кто-то увидит на высоте птичьего полета.

 

 

 

Мурти и лингамы

мурти Ганеши

мурти Ганеши

Изображение индуистских богов в Индии можно встретить на каждом шагу (уж в каждом храме точно), большинство из них являются мурти, т.е воплотившимся божеством. Как правило, обычный каменный идол становится мурти после сложного обряда, проводимого брахманами. Мурти достоин поклонения, поскольку создан специально для того, чтобы облегчить общение верующего с божеством. Помимо идолов в святилищах, довольно часто в храмах можно увидеть колонну, один из барельефов которой присыпан порошком, одет в одежду и украшен цветами, полагаю, это тоже мурти.

Помимо мурти в индуистских харамах встречаются лингамы или линги — каменные изваяния интересной формы. Лингамы являются своего рода олицетворением оплодотворяющих способностей Шивы. В храмах, посвященных Шиве, лингамов, соответственно, больше всего.

 

Бадава-лингам

Бадава-лингам в Хампи

 

Брахманы

Это отдельная, высокопочитаемая каста в Индии (да, касты еще существуют), которой отводится специфическая роль в виде поддержания религиозной жизни общины. Проще говоря, брахманы заведуют устройством религиозных фестивалей, управляют повседневной жизнью храмов, заботятся о мурти. Каста священнослужителей делится на более мелкие социальные группы, которые заняты выполнением определенных обязанностей. Выглядят брахманы очень колоритно: очень часто они лысые, ходят топлесс, с гирляндой бус на шее, их лбы украшают точки, полосы и просто яркие пятна, указывающие на преданность богам.

 

Священная живность в храмах

Каждый уважающий себя крупный храм содержит собственного слона или даже несколько хоботастых животных. Живут священные животные в отдельных вольерах, а «работают»  в больших залах перед святилищами, т.е. непосредственно в храме. Их «работа» заключается в благословении верующих, постукиванием хоботом по голове. За свой нелегкий труд разукрашенные слоны берут денюжку, причем сами, причем принимают только купюры. Также эти огромные жители храмов участвуют в религиозных фестивалях и шествиях.

 

Купание храмового слона

Купание храмового слона

 

В одном из храмов нам довелось видеть даже стойла коров. Вышли на них мы по характерному запаху — непривычный антураж для религиозного места, не так ли? Не думаю, что эти животные как-то используются в храмовых ритуалах, наверное просто едят целыми днями.

 

Правила поведения в индийских храмах

Несколько слов стоит сказать о правилах поведения в храмах Индии. Помимо общих принципов этикета, стоит обратить внимание на то, что возле стен храмов располагаются горы обуви (если нет специальной комнаты). Все это потому, что вход в индуистские храмы в обуви строго запрещен. Можно, конечно, одеть белые носки, как это обычно делают американские туристы, но я предпочла смириться с мыслью о грязных ногах. Брала с собой влажные салфетки и немного стряхивала верхний слой пыли, прежде чем обуть свои сандалии. Интересно, что в католические костелы индийцы тоже заходят босиком. Помимо обуви, некоторые храмы, например, Храм змей в Нагеркоиле, заставляют мужчин растаться с одеждой выше пояса.

Если в храмовый двор запускают всех, то вход в святилище очень часто табу для простых любопытствующих туристов — не стоит сопротивляться, дворовые постройки тоже могут быть весьма интересными. Еще одно табу — фото, не везде, не всегда и не для всех. Как правило, запрещено фоткать святилище, процесс пуджи и купание храмового слона. Запрещено проносить в культовые сооружения режущие и колющие предметы, а также бомбу и кислоту — ну это и так понятно.

Храмы, как правило, устраивают длительную сиесту, закрываясь на затяжной обед, причем все в разное время — это стоит учитывать, планируя самостоятельное путешествие по Индии.

PS: посещение храмов очень разнообразило нашу программу культурного отдыха в Индии, но уже пятый по счету храм для нас ничем не отличался от первого. Определенно, мы посетили слишком много культовых сооружений, ибо в голове остался полный винегрет из ярких картинок. Самыми запоминающимися действующими храмами оказались: Ekambareswarar Temple в КанчипурамеBrihadishwara Temple в Таджоре и Храм Минакши в Мадурае. Ни о какой особой энергетике не идет речь, просто они имеют больше особенностей в своем архитектурном облике, чем другие — это самые красивые храмы в моем рейтинге.

 

3 Replies to “Индуистские храмы в Индии”

  1. Специально для Индии мы взяли страшного вида сандалии, которые мы без опаски бросали под воротами храмов.

Добавить комментарий