19-20.02.2013 — Хампи (Hampi)

21-22.02.2013 — Переезд: Хампи — Хоспет — Хайдерабад — Нагпур (через Шарджу) — Одесса

Привет! В прошлом посте мы начали знакомство с деревушкой Хампи, порядочно избалованной вниманием туристической общественности. Сегодня продолжим это знакомство погружением в удивительный мир архитектуры Виджаянагары — древнего города, на территории которого и расположена наша деревня. Здесь мы провели еще два полноценных дня, завершающих наш отдых в Индии, которых нам все равно не хватило, чтобы изучить весь-весь Хампи.

Чем известен Хампи?

Руины Хампи

Руины Хампи

Ничем не примечательная деревушка Хампи притаилась прямо посреди руин Виджаянагары — столицы одноименной империи, просуществовавшей с XIV по  XVII столетия на юге Индии. В период расцвета государства здесь было понастроено разных храмов и святилищ, многие из которых дожили до наших дней и даже вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Остальные были разрушены мусульманскими завоевателями, черными археологами и просто временем.

За два дня мы объездили и обходили множество храмов по обеим сторонам реки, разделяющим город пополам — именно о них и пойдет речь дальше.

 

Храмы Хампи

Предлагаю Вашему вниманию небольшой список храмов, расположенных со стороны района Bazar, которые мы посетили бесплатно. Гораздо более известные достопримечательности, такие как Храм Лотоса («Lotus Mahal») и «Vijaya Vitthala Temple», обойдутся бюджету в 250 рупий (4$) за каждый. Признаться честно, мы насмотрелись уже всяких храмов и платить за вход не было никакого желания, так что в нашу программу они не вошли. Итак, список.

Единственный действующий храм, дошедший до нас с времен Виджаянагары- это храмовый комплекс Вирупакши, посвященный Шиве. Существовавший еще до империи, он пережил мусульманское нашествие (хотя и не без потерь), но был восстановлен и по сей день используется в ритуалах. Храм Вирупакши пользуется большим почетом у индуистов и в частности у шиваитов. Здесь проводится несколько крупных религиозных праздников, связанных с воплощением Шивы в образе Вирупакши.

 

Храм Вирупакши

Храм Вирупакши

 

Badaviling temple или Бадава-лингам. Гигантский трехметровый лингам Шивы, вырезанный из монолитного камня и покоящийся на воде.

 

Бадава-лингам

Бадава-лингам

 

Chandikeshwara temple. Храм XVI столетия, созданный для поклонения Вишну. Самое примечательное в этом храме — колонны с высеченными львами, нападающими на слонов, а также барельефы, изображающие обезьяннего бога Ханумана, ездовую птицу бога Вишну — Гаруду, воплощение Кришны в ребенке (Бала Кришну), разные аватары и формы Вишну.

 

Chandikeshwara temple

Chandikeshwara temple

 

Hazararama temple

Hazararama temple

 

Hazararama temple. Еще один храм, посвященный Вишну в его аватаре Рамы. Это строение, относящееся к XV столетию, является отличным образцом архитектурного стиля «Dravida Vimana». Храм известен благодаря своим трехъярусным скульптурным фризам, изображающим сцены из «Рамаяны» и «Бхагаваты». Также Вы не пройдете мимо черных отполированных резных колонн.

 

 

 

 

 

Mahanavami Dibba. Эта церемониальная трехъярусная платформа, высеченная из камня в XVI веке, играла важную роль в королевских ритуалах. Каждый ярус платформы украшен скульптурами, выполненными в стиле Vijayanagara. Большой интерес представляют фризы нижнего яруса, поскольку они изображают социально-культурную жизнь тех времен.

 

Mahanavami Dibba

Mahanavami Dibba

 

Quenne`s bath. Еще один образец исламо-индийской архитектуры стиля Vijayanagara. До наших дней дожила только сама баня, но раньше Quenne`s bath представляла собой целый комплекс комнат и банных помещений. Поразительно простой фасад здания контрастирует с изысканным интерьером, украшенным резными балкончиками. Посередине бассейна осталось четыре столпа, которые указывают на наличие павильона в лучшие годы жизни бани.

 

Quenne`s bath

Quenne`s bath

 

Подземный храм Шивы. Построен в XV столетии в честь Шивы и его супруги Парвати. Храм частенько затапливает водой, что, однако, не помешало Роме зайти в святилище.

 

Подземный храм Шивы

Подземный храм Шивы

 

Передвижение по Хампи

Хампи

Хампи

 

Мало того что Хампи разделен пополам рекой, так еще и индуистские храмы разбросаны на довольно большой территории, поэтому для их осмотра понадобится не один день и какой-нибудь транспорт. Как вариант, можно нанять рикшу, арендовать велосипеды или мопед. Мы испробовали два последних метода передвижения.

Точки проката велосипедов, мопедов и мотоциклов расположены по обеим сторонам реки — Вы легко их найдете в районах скопления гестов и ресторанчиков. За два не самых свежих велика мы заплатили по 50 рупий за день (0,8$) и объездили на них все вышеперечисленные храмы. Для передвижения по ту сторону реки мы использовали мопед, арендованный за 350 рупий (5,7$). В эту стоимость вошел бензин (80 рупий или 1,3$ за литр).

Для переправы людей через реку приспособлена моторная лодка, отбирающая у туристов по 10 рупий (0,15$) за каждый двухминутный переезд. Нужно помнить, что лодка работает до 6 вечера и не прозевать последний транспорт, если выбран ночлег на противоположном берегу.

 

Хампи

 

 

По ту сторону реки. Район Анегонди

На следующий день мы отправились на противоположный берег реки. В районе Анегонди располагается гораздо меньше храмов, но и они достаточно популярны среди туристов. Чего только стоит храм Ханумана, где по преданию он родился? И не лень людям подыматься по такому количеству ступенек. Лично я предпочла остаться внизу с купающимися мартышками, пока Рома пошел в гости к богу обезьян. Где-то читала историю, как однажды в этот храм «на свою голову» заглянула обезьяна. Верующие единогласно провозгласили ее воплощенным Хануманом и так обременили ее почестями, что обезьяна от пережитой «радости» скончалась. Индуисты устроили ей пышные похороны и теперь ждут новое воплощение Ханумана. Не ходите, обезьяны в храм Ханумана гулять!

Мы решили не ограничиваться храмами и отправились на своем тарахтящем мотороллере по окрестностям: полазили по рельефным скалам, спустились к реке и дошли до водопада, побродили по рисовым полям и бамбуковым зарослям, доехали до сломанного моста (живописная картина в духе пост-апокалипсиса получилась).

 

Разрушенный мост

Разрушенный мост

Хампи

 

Дорога домой

Выехать из Хампи оказалось проблематично. Именно в этот день водители автобусов решили устроить забастовку, чем не преминули воспользоваться рикши, загнав такую цены, что мы готовы уже были идти пешком. Вышли с тяжеленными рюкзаками из города и направились в сторону Хоспета. По дороге случилось то, на что мы и рассчитывали: рикша, который вез китайскую туристку из Хампи предложил составить ей компанию. В итоге мы доехали до ж/д станции, заплатив 150 рупий за двоих (2,4$). В 19:05 нас ждал ночной поезд в Хайдарабад (Kop Hyb Express).

В районе 7 часов утра мы прибыли на станцию Hyderabad Decan и отправились пешком к станции Secunderabad (расстояние между ними около 7 км). Отсюда у нас был запланирован переезд в Нагпур. Предстояло ехать еще целый день в поезде, поэтому ни о каком рикше не могло быть и речи — только пешком. Маршрут проложили с помощью GPS, и опять Индия предстала перед нами в своем худшем виде: около часа мы шли вдоль водохранилища, стены которого служили в качестве общественного туалета. Почти сорок минут с перерывами пришлось терпеть «пряный аромат востока».

В Нагпур добирались с 10 утра до 19:30 на поезде SC PNBE EXPRESS. (Кстати, все билеты я приобрела заранее, о чем читайте в посте Индийские железные дороги) Всю дорогу развлекала себя чтением книги Марии Арбатовой «Дегустация Индии», которую мы нашли в одном из гестов — только она меня и спасла от скуки. Ж/д вокзал Нагпура снова не дал повода расстроиться окончанию путешествия по Индии: переступая через спящих людей, горы мусора и фекалии, мы дошли до вполне приличного торгового центра, где потратили почти все последние рупии на еду в дорогу. Виноград и клубника посреди зимы — это что-то. В аэропорт приехали довольно рано, в результате чего нас не впустили в цивилизованную часть здания, а заставили ждать несколько часов на скамейке у выхода. Когда мы спросили где туалет, нам указали на кусты. Что говорить? Впервые за всю историю путешествий по миру мне захотелось побыстрее оказаться дома. Сейчас, конечно, уже культурный шок прошел, но тогда меня посещали именно такие мысли.

Перелет авиакомпанией «Air Arabia» с транзитом в Шардже прошел нормально, и 22 февраля мы уже были в Одессе — наше самостоятельное путешествие по Индии подошло к своему логическому завершению. Наш рюкзак с сувенирами, правда, прибыл только через неделю, но это уже другая история…

 

 

5 Replies to “Дневник путешествия по Южной Индии — дни 28-32 — храмы Хампи”

  1. Кроме вышеупомянутого мопеда, можно также арендовать реальный мотоцикл. Стоит аренда немного дороже, зато никто у вас не спросит водительские права.

Добавить комментарий