Доброго времени суток всем читателям и случайно заблудшим странникам интернета! Этот пост я задумала еще ДО путешествия в Индию, поскольку Индийские железные дороги заслуживают отдельного внимания. Индийский поезд — это не только удобный, относительно безопасный, доступный и очень популярный вид общественного транспорта, но и отличное место для новых знакомств и интенсивного общения с местным населением. Причем чем ниже класс вагона, тем больше Вы получите шансов вступить в культурный обмен во время всей поездки.

Вместе с тем, именно система железнодорожного транспорта Индии вызывает наибольшее количество вопросов и нареканий среди туристов. Виной этому и невероятно сложная система регистрации на сайте для покупки билетов online, и никому непонятные квоты, и непривычное разнообразие вагонов, и неопределенное время прибытия поездов. Со всеми этими нюансами однозначно лучше познакомиться ДО самостоятельной поездки, поэтому незамедлительно преступим к знакомству!

Индийские ж/д

 

Все железнодорожные перевозки в Индии осуществляет государственная компания «Indian Railways», которая ежегодно перевозит до 6 миллиардов людей (не считая, тех пассажиров, которые едут на крыше, в тамбуре или на ступеньках).

Вот несколько полезных сайтов:

Официальный сайт «Indian Railways»

Очень удобный ресурс для поиска наиболее подходящего ж/д маршрута  + карта

Сервис продажи ж/д билетов online

Еще немного полезной информации на английском языке

 

Электронные билеты, покупка ж/д билетов online

Стоит ли заранее покупать билеты на поезд?  Спорный вопрос, но мое мнение таково: если поездка продолжительная и тем более, когда в маршруте есть ночные переезды — однозначно да. Со мной поспорят любители абсолютной свободы передвижения, для которых любые рамки в маршруте — это ужас как плохо. При этом их отчеты о путешествии в Индию переполнены рассказами о проблемах с покупкой билетов на месте, особенно, когда дело касается близкой даты и популярных направлений, а именно туда чаще всего туристы и едут. Индийцы очень любят поезда, а поэтому билеты раскупаются быстро и задолго до дня поездки, и получается: захотел уехать из города — взял рикшу, поехал на ж/д вокзал, билетов нет, поехал на автовокзал, и хорошо если он рядом, а не в другом конце города. В лучшем случае — билет куплен, автобус отправляется через два часа — в итоге пол дня потеряно, а если это ночь… Я этого очень не люблю, поэтому согласна терпеть некоторые ограничения в передвижении и спать спокойно, зная что меня будет ждать моя полка в поезде.   На всю поездку у меня заранее было куплено 5 билетов (из них три на ночные переезды): два приходилось на самое начало путешествия, два — на конец и только один — посередке.

 

Пассажиры штурмуют поезд не со стороны перрона

Пассажиры штурмуют поезд не со стороны перрона

 

Регистрация. Итак, решили купить билеты заранее — правильно, но сделать это ОЙ КАК НЕПРОСТО. Лично мне понадобилось почти две недели, чтобы зарегистрироваться на двух сайтах (irctc.co.in и cleartrip.com) и получить доступ к покупке билетов online — это был самый сложный пункт во всем процессе подготовки к поездке на восток. Мучаются с регистрацией очень многие туристы, поэтому заботливый активист популярного форума об Индии создал своего рода инструкцию по регистрации, позволяющую покупать заветные билеты из дома. Читать обязательно!

Продажа билетов открывается за 90 дней до даты поездки!

Электронные билеты: надо отдать должное индийским железным дорогам, электронная продажа билетов у них работает отменно, разумеется, когда регистрация уже пройдена. Распечатка с почты является достаточным основанием для проезда, никаких оригинальных билетов покупать не надо — у кондуктора все фамилии уже внесены в списки.

 

Ж/д вокзал в Варкале

Ж/д вокзал в Варкале

 

Что если нет билетов?

Что делать, если заранее билетами не обзавелся, а в кассе говорят страшные вещи: «Билетов нет»? Действия указаны в порядке очереди:

  1. Туристическая квота. На популярные маршруты существует специальная квота для туристов — своего рода резерв. Выкупаются билеты по данной квоте в туристических кассах и офисах, которые есть на вокзалах всех крупных городов, но работают не круглосуточно. Стоимость билетов будет значительно выше обычной квоты;
  2. Taktal – возвращенные билеты. Их продажа открывается строго в 8 утра за два дня до отправления поезда в специальной кассе и длится всего 5-10 минут. Очередь к открытию такой кассы формируется с 6 утра.
  3. Waitlist – если появилась мысль купить билеты немного заранее, а их уже нет, можно выкупить место в списке ожидания. Претендентам на возможную освободившуюся койку присваиваются порядковые номера и в случае, когда место освобождается, список приходит в движение. Везет, как правило, только тем, кто в первой десятке списка, хотя и первое место ничего не гарантирует. С таким билетом можно сесть в поезд в ожидании свободного места, но можно и всю дорогу простоять или просидеть в тамбуре, если вагон будет плотненько забит. Билет на Waitlist можно сдать в кассу и вернуть егополную стоимость.
  4. Reservation Against Cancellation (RAC) – в ситуации, когда какой-то пассажир отменит бронь билета,  освободившееся место достанется обладателю данного билета, но в ожидании этого места можно также проехать стоя.

Как видите, система запутана страшным образом, так что лучше потратить время дома и заранее позаботиться о всех глобальных перемещениях.

 

Индийские ж/д

 

Типы вагонов

Классификация индийских вагонов мало чем напоминает отечественную систему ж/д транспорта, в основе которой — одни лишь плацкарты да купе. Здесь выбор классов гораздо шире и зависит не только от количества мест в вагоне, но и от наличия кондиционера, о чем свидетельствует наименование AC на стене вагона. На просторах бывшей Британской колонии можно встретить поезда, укомплектованные вагонами First Class AC и non-AC, 2АС, 3АС, Sleeper Class, General Class, Lady only, AС Chair. Разобраться во всех этих буквочках и циферках мне помогла эта статья. Не буду повторять хорошо изложенный материал, лучше поделюсь впечатлениями от личного знакомства с некоторыми классами вагонов.

2 АС2АС — кондиционированный вагон второго класса, обозначаемый на перронах буквой А. Похож на наш плацкарт, но содержит маленькие, не открывающиеся окна и довольно прохладный, по сравнению с остальным миром климат, созданный мощным кондишином. В таких вагонах есть проводник, выдающий белье, и немногочисленные разносчики еды, предлагающие всевозможные закуски и чай. Отлично подходят для ночных и длительных дневных переездов.

Из плюсов:

+ очень удобные полки (широкие и достаточно длинные)

+ шторки, закрывающие купе

+ в вагоне более — менее чисто

+ две розетки (все девайсы заряжались подозрительно быстро, так что следует быть осторожным)

+ довольно чистые туалеты, по 2 штуки с каждой стороны вагона

+ на боковых полках лучше всего (тебе никто не мешает, ничего никуда не дует)

+ есть проводник (поможет разобраться, если на твоем месте спит некто или на твоей постельке уже кто-то спал)

+ посторонних в вагоне умеренное количество — в основном продавцы снеди, попрошаек почти нет

 

Из минусов:

— постель выдают, но цвет ее напоминает дождливое серое небо

— спать на вторых полках (не боковых) может быть не очень комфортно: поток прохладного воздуха, направленный в голову, отвлекает ото сна

— вида из окна почти никакого, т.к. окна застекленные, темные и очень маленькие

— билеты дорогие, по сравнению с другими видами транспорта, не считая самолетов

 

3 АС

 

3АС — кондиционированный поезд третьего класса, вагоны обозначаются буквой B. Это необычный для нас тип плацкарта, где в основном купе располагается по три полки с каждой стороны. С боку как обычно — только две. В сидячем режиме вторые полки сложены, их открывают только перед сном. Здесь также имеются занавески, закрывающие купе и боковые полки. Кондиционер в нашем вагоне попался не такой сильный, как в 2АС — и это к лучшему — не так холодно. Третий класс стоит немного дешевле второго, но если повезет взять боковые полки, то разница в количестве людей на одно купе почти не заметна. Плюсы и минусы те же, разница только в количестве людей.

 

Sleeper class или SL— похож на 3АС, но без кондиционера, в окнах нет стекол и двери почти всегда открыты. В дневное время все сидят на нижних полках (в лучшем случае по три-четыре человека), ночью третья полка раскладывается и сидеть уже не может никто. Хорошо использовать для передвижения на небольшие расстояния как альтернативу локал-басам (местным автобусам).

Из плюсов:

+ стоимость билетов очень привлекательная

+ в таком вагоне можно познакомиться с кем угодно и узнать о жизни Индии столько сколько вместит мозг

+ можно созерцать отличный вид из окна, медленно покрываясь слоем пыли

Из минусов:

— любой турист будет чувствовать себя супер-звездой, находящейся под прицелом фотокамер

— количество попрошаек зашкаливает за пределы разумного: если всем раздать хотя бы по рупию, то стоимость проезда увеличится в разы

— большое количество людей оставляет большое количество мусора

— сидеть скорее всего придется довольно плотненько, т.к. совершенно непонятен принцип продажи билетов, превышающих количество реальных мест

— ночью мы в таком вагоне не ездили, но уверена, что приятного мало (нет занавесок, очень много людей)

 

Second Sitting, General Class — общий вагон, обозначается как 2S. Это вагон, куда никто, кроме туристов, билеты не покупает, а значит утрамбоваться в него может фактически любое количество пассажиров. Сюда не заходит кондуктор или проводник, а вот разных попрошаек — море и маленькое озеро. Конечно, говорить о плюсах этого класса вагонов, кроме невероятно низкой цены на билет, не приходится, но проехаться пол часика — часик в компании половины Индии — это даже забавно.

Second Sitting

Second Sitting

 

Что еще нужно знать?

Разные названия ж/д станций. Не буду вдаваться в историю с географией, но так уж сложилось, что в Индии даже крупные города имеют несколько названий (Бомбей-Мумбаи) — это могут быть старые и новые топонимы, но чаще встречаются разные варианты на разных наречиях и языках. Конечно, лучше заранее выяснить все варианты названий конечных и транзитных пунктов и иметь их при себе в письменном виде.

Индийские ж/д

 

Спонтанное подорожание билетов. 22 января 2013 г., в первый день нашего путешествия по Индии, произошло непредвиденное подорожание билетов, и, как это ни странно, касалось оно даже тех пассажиров, которые уже купили билеты. Разницу необходимо было доплачивать на месте: у контролера, в кассе, туристическом агентстве — вариантов много. Мы платили эту добавку кондуктору, при этом сумма всегда была разной, но и квитанция прилагалась. Не знаю как часто такое бывает, но приятного мало.

Опоздания.  Индийские поезда опаздывают почти всегда. Наш первый поезд: Нагпур — Хайдерабад отравился на пол часа позже, соответственно и пришел на пол часа позже, поезд Хайдерабад — Ченнай отправился вовремя, но опоздал на час. Это очень опасная тенденция в случае, когда маршрут необходимо спланировать со стыковками.

Контролеры. Ни в коем случае не выбрасывайте билет до конца поездки, лично у нас в одном из поездов билеты проверили 4 раза совершенно разные контролеры. 

 

Индийские ж/д

 

Открытые двери и незастекленные окна в вагонах без кондиционеров. Очень непривычно, что поезда ездят с открытыми дверями, пусть даже из них и торчат довольные лица пассажиров. Из окон открывается хороший вид на проносящиеся мимо пейзажи, вместе с тем, сильный поток воздуха оставляет на лице толстый слой пыли, а без солнцезащитных очков пыль очень быстро забьется в глаза. Выход — очки и влажные салфетки.

Индийцы очень любят поесть в поезде, чем пользуются многочисленные продавцы еды. Рома как-то тоже рискнул заказать томато суп у одного из разносчиков продовольствия — на глазах навернулись слезы, таким он был острым. Об этом стоит задуматься, если, как в нашем случае, переезд на поезде следует сразу за перелетом и нет возможности купить нечто знакомое в магазине или на базаре. Мы брали еду из дома и обедали ей в поезде, чтобы адаптация к местной пище проходила более плавно.

Как узнать, где твой поезд? Да, это тоже проблема. Платформы, пути — все это в Индии есть, как и везде, но это же Индия! Дважды табло на вокзале нас обмануло, показывая не то число, а один раз поезд пришел туда, куда обещали, но гораздо раньше заявленного времени (!) и мы вообще не поняли, что это наш поезд — пришлось запрыгивать в последний вагон уходящего состава. Кроме того, название самого поезда часто написано на хинди и то на одном вагоне. Оставался один вариант — находить служащих на вокзале и по сто раз спрашивать, где наш поезд, потом заходить в вагон и еще раз переспрашивать у пассажиров.

Как узнать, где выходить?  Действительно важный вопрос, особенно, когда билет куплен не до конечной станции. Поезд едет довольно быстро, делая очень короткие остановки, одна за одной мелькают станции с небольшими табличками-названиями, которые видны всего из нескольких вагонов, проводнику нет дела до того, кто и где должен сойти — а значит позаботиться нужно о себе самому. Здесь есть два варианта — трести соседей в надежде, что они тебя правильно поняли и не забудут указать нужную остановку и более надежный вариант — включить GPS и следить за перемещением поезда из космоса. Конечно, долго девайс не продержится без подзарядки, поэтому мы его включали только под предполагаемый конец поездки.

"Питьевая" вода на ж/д вокзале

«Питьевая» вода на ж/д вокзале

Ж/д вокзалы. Довольно сильно отличаются друг от друга в зависимости от штата и размера транспортного узла. На вокзалах больших городов есть туалеты (платные или бесплатные), всегда присутствуют краны с питьевой водой, которую ни в коем случае нельзя пить, но можно помыть руки. Также здесь есть кафешки и ларьки с вполне вменяемыми ценами, множество конторок армии вокзальных служителей. Мы часто видели отдельные комнаты ожиданий для леди, для пассажиров высших классов, для инвалидов, остальные смертные спят на полу или даже на улице, перед входом. Вокзальные кассы отличаются наличием женских и мужских очередей, дабы представители разных полов не соприкасались в давке. Некоторые вокзалы оснащены разными табло, например табло, отображающим информацию вагон какого класса остановится возле него — очень удобно, когда работает.

Камеры хранения. Очень важный вокзальный сервис, позволяющий избавиться на пол дня от тяжелой ноши и налегке исследовать место пребывания, поэтому выделяю его в отдельный пункт. На самом деле никаких камер на вокзалах нет —  это самая настоящая комната или Cloak room с длинными рядами полок, на которых хранятся сумки. Воспользоваться услугой может любой пассажир, предъявляющий паспорт и ж/д билет на сегодняшний день, причем не важно пришел ли поезд только что или ему предстоит отправится сегодня вечером. К сумкам всего два требования: там не должно быть никакой еды, поскольку полчища крыс быстро отыщут себе обед и на сумке должен красоваться какой-нибудь замок (совсем не обязательно, чтобы он перекрывал доступ к содержимому — главное его наличие). Стоимость услуги 10-15 рупий, оплата происходит сразу или в процессе получения багажа — как попадет, всегда выдается квитанция. Ничего ценного оставлять не рекомендуется — мало ли какие крысы лазят по вокзалу.

 

Очередь в камеру хранения

Очередь в камеру хранения

 

Вот, вроде и все о поездах — счастливого пути!

9 Replies to “Индийские железные дороги”

  1. На счет крыс — это не преувеличение: их нереально много, особенно ночью, когда они свободно прогуливаются под вашими ногами.

Добавить комментарий