28.01.2013 (Чидамбарам, Пичаварам, Кумбаконам)

Сегодня мы прощаемся с Махабалипурамом и перед отъездом решили отоспаться… Но в 7 часов утра уже были на ногах — тем лучше, скорее всего автобусы будут полу-пустыми… (так и получилось). Локал басы в Пондичерри ловятся на трассе, куда ведет дорога из христианского квартала. Подходящий автобус пришел так быстро, что я не успела даже сфоткать остановку. Проезд 60 рупий с носа, продолжительность — 1.5 часа. Автобус приходит на большую автостанцию, откуда ходит общественный транспорт в Чидамбарам. Расписание мы даже не узнавали, поскольку сразу же сели в нужный бас и через 10 минут уже отправились. Еще минус 84 рупий из бюджета (проезд за двоих) и чуть больше двух часов — и мы в Чидамбарамбе.

Утро в христианском квартале

Чидамбарам и Пичаварам (Pichavaram)

Город, несомненно, священный, но такой же загаженный, как и все остальные. Автостанция находится совсем недалеко от храма.

В Чидамбарам мы прибыли в обед, когда храм был еще закрыт, поэтому решено было сразу отправиться в Пичаварам — маленький национальный парк, охраняющий мангровые леса, рассекаемые каналами. Располагается он на восточном побережье Индийского океана, в 18 км от Чидамбарамба. Читала, что автобусы в нац.парк ходят каждые пол часа с 4 утра до 12.30 и с 16.00 до 22.00. Свой автобус мы ждали недолго, проезд на эту окраину Индии занял минут 30 и обошелся в 9 рупий с человека. Автобус по дороге останавливался в деревушках, больше напоминающих африканские, нежели индийские и довез нас до самих касс — у него там конечная. Нам пришлось ехать стоя, но совсем недолго: сели мы в час дня и уже в 2 катались в лодке. Судя по реакции пассажиров и работников нац. парка, белые туристы — очень редкие гости в этом забытом уголке мира — тем лучше для нас ))

Индийский автобус

Экскурсионные заплывы на лодках по парку хорошо организованы: прайс на английском, кассир, способный выразиться на понятном языке, туалеты и т.д. Наш большой рюкзак мы оставили у кассиров и отправились на часовую прогулку на row boat (130 рупий). Была еще возможность выбрать двухчасовой маршрут, но мы решили, что часа на знакомство с мангровыми лесами нам хватит и, в принципе, не пожалели. Прогулка на деревянной лодочке, управляемой разговорчивым индийцем, оказалась очень комфортной и приятной, особенно после долгой и шумной дороги. Вместе с тем, пейзаж повсюду однообразный: зеленая водичка, такого же цвета листики, корни, уходящие в воду.

Прайс услуг Пичаварама

В нац. парке Пичаварам

Пичаварам

Мой совет — взять с собой еду и устроить пикник в лодке, поскольку в любом случае индиец остановится где-нибудь в теньке, чтобы убить оплаченное время — такой у него маршрут. К сожалению, нельзя самим управлять лодкой — транспорт выдается сразу с капитаном. Еще одно не самое приятное правило — огромные оранжевые спасательные жилеты, которые натягивают на всех пассажиров. Но в целом мероприятие очень понравилось, я наконец-то увидела мангровые леса, которые так часто показывают по всяким интересным каналам.

Назад  автобус едет быстро, проблем со свободными местами нет.

Храм Чидамбарамба (Nataraja Temple)

Главный храм Чидамбарамба работает с 4 утра до 12.30 и с 16.00 до 22.00. Мы попали как раз на второе открытие, в 16:00. Nataraja Temple весьма внушительных размеров, с четырьмя огромными гапурамами (башнями-воротами). Никаких поборов за вход и использование фотоаппарата мы не встретили. Но все-таки одному хитрому и очень настойчивому жрецу бога с непроизносимым именем удалось нас развести на денюжку. Мы сами не поняли как расстались с 200 рупиями у алтаря, а взамен получили по маленькой горстке краски, бережно размазанной по нашим лбам заботливой бабулей, наблюдавшей за процессом. В 5 вечера началась пуджа, посвященная Шиве, если я правильно поняла. Говорят, это единственный храм, где на церемонию пускают белых мистеров и мадам. Мы не стали делать вид, что воодушевляемся от ритуального прикосновения к огню и, посмотрев на процесс благословения невероятно довольных верующих, пошли дальше.

Для обывательского знакомства с храмом пары часов вполне достаточно. Рядом с храмом есть несколько закусочных, включая неплохую кондитерскую.

Nataraja Temple

Nataraja Temple (гопурам)

По совету интернет-сообщества мы не стали останавливаться в Чидамбарамбе на ночь, а отправились в город Кумбаконам, который был нам по дороге. С автостанции Чидамбарамба в 17:50 как раз отправлялся туда автобус, проезд в котором обошелся нам в 68 рупий за двоих. Ехали достаточно долго, более двух часов, останавливаясь по пути в городах и поселках.

Кумбаконам

"Kanishka"

Номер в отеле «Kanishka»

Этот город с множеством храмов и магазинов показался нам приятным, хотя прогуляться вечером по-прежнему было негде. Недалеко от автовокзала есть небольшой рынок, где можно купить недорогие фрукты (манго 100 рупий за кило, ананас по 30 рупий за штуку). Остановились мы в очаровательном отеле «Kanishka» в просторном номере за 770 рупий без кондиционера, но зато с горячей водой и милым гекконом, охраняющим наш покой от комаров.