Как бы хорошо ни было на пляжах Кералы или Гоа, рано или поздно наступает стадия острой нехватки приключений, поиски которых уводят нас из более-менее комфортных туристических зон в неизвестность. А посему вопросов, касающихся перемещений по стране, активному туристу никак не избежать. Как и всё в Индии, транспортное сообщение здесь имеет свои особенности, способные ввести в ступор неподготовленного представителя европейской цивилизации. И чтобы не тратить драгоценное время на вокзале, пытаясь понять все тонкости игры под названием «угадай, где твой автобус» или «попробуй добраться до города, когда в кассе нет билетов», лучше с правилами этой игры ознакомиться заранее. Не буду утверждать, что добросовестная информационная подготовка — это панацея от первоначальных трудностей, с которыми туристы сталкиваются в реальных индийских условиях, все же сориентироваться на месте «вооруженному» знаниями путешественнику гораздо проще.

Обратите внимание на лобовое стекло

Обратите внимание на лобовое стекло

 

Что нужно знать туристу об индийском транспорте?

1. Индия — очень большая страна: ее площадь почти равна площади всей Западной Европы, и это нельзя не учитывать во время планирования путешествия. Конечно, можно отсидеться месяц-два в солнечном Гоа и не подозревать о существовании общественно транспорта в Индии, но это совсем не мой вариант. Туристы, планирующие совершить полноценный трип в страну йогов, должны помнить, что путешествие по Индии даже в пределах всего нескольких штатов отнимает достаточно много времени на переезды: где-то местность гористая, где-то транспорт как хочет, так и ходит. Поэтому настоятельно рекомендую заранее выяснить сколько времени понадобится для того, чтобы добраться из точки А в точку М — и выяснить это надо на официальных сайтах или, на крайний случай, вычитать в туристических отчетах. Надеяться на свой глазомер, определяющий расстояние по Google Maps, и делать выводы на подобии «здесь всего 200 км, доедем за три часа максимум» — уверяю, не стоит. Как я уже писала, наш первоначальный маршрут был гораздо длиннее финального варианта: после просчета всех переездов, нитку пришлось прилично подрезать, убрав не только города, но и целые штаты.

2. Путешествуя по Египту, мы часто слышали от самих египтян выражение «Egypt time», означавшее «а кто его знает, когда придет ваш автобус». У «египетского» времени есть брат близнец — «Indian time«. Походу пунктуальность — вовсе не восточная черта. Особенно это касается поездов: расписание здесь — вещь весьма условная. Примите этот факт как должное и очень аккуратно подбирайте стыковки: чем больше запас времени — тем лучше.

3. На небольшие расстояния в светлое время суток удобно передвигаться именно на автобусах, причем местных (local), с природной вентиляцией в виде отсутствия стекол в окнах и со всем индийским колоритом. А вот ночные переезды лучше осуществлять в спальных вагонах: полки здесь шире, чем в наших поездах, и все места занавешиваются шторками, чтобы никто никому не мешал — гениально, правда? Теперь пройдемся по основным видам индийского транспорта.

 

Стоянка велорикш

Стоянка велорикш

 

 Железная дорога в Индии

Поезда в Индии — это один из самых удобных и недорогих видов транспорта, но при этом, один из самых запутанных и непунктуальных. Именно ему нужно уделить больше всего внимания, собирая информацию для будущей поездки — слишком уж много нюансов. Индийским железным дорогам я посветила отдельный пост.

 

Индийские ж/д

Индийские ж/д

 

Автобусы в Индии

С автобусами в Индии не так все просто и однозначно, как с железкой. В каждом штате есть своя собственная государственная компания-перевозчик, конкурирующая с частными фирмами, осуществляющими регулярные и туристические рейсы. У каждой компании свои автобусы, отличающиеся цветом и степенью износа, свои сайты, свои маршруты и, что самое страшное — свои автостанции. Это огромная проблема для туристов, требующая внимательного и заблаговременного изучения, поскольку чем больше город, тем большее количество автостанций в нем находится — и разберись потом какая именно станция тебе нужна. Больше всего с поисками нужного автовокзала мы намучились в Ченнае, с третьего раза попав в нужное место. В нашем путешествии мы изведали далеко не весь потенциал автобусной системы Индии, поэтому могу поделиться лишь скромной информацией относительно этого вида транспорта в штатах Тамил Наду, Керала и Карнатака.

 

100_2899

 

Городские автобусы курсируют по определенному маршруту не могу сказать с какой очередностью. Автобусная остановка может быть как конкретным объектом, так и неким условным местом вон возле того дерева. Стоимость проезда, как правило, смехотворная: 5 — 15 рупий в зависимости от расстояния. Интересна система кооперации кондуктора и водителя в тамильских автобусах: кондуктор свистит в свисток соответствующее количество раз, тем самым указывая водителю, где остановиться и когда тронуться с места. В Керале роль свистка выполняла система подвесных канатиков, приводящих в движение колокольчик, висящий над головой водителя.

Междугородние автобусы (локал басы, local buses). Маршрутная сеть между городами одного штата налажена очень хорошо, но вот если города находятся в разных штатах — возникают проблемы, по крайней мере, у нас возникали. Было совершенно непонятно, как добраться на автобусе в соседний штат, если на сайте любого штата не отображаются города, расположенные за его пределами. Подходящие варианты узнавались на форумах или непосредственно на месте, без всяких попыток отыскать логику в индийской логистике. Итак, если подходящий рейс найден, приходить на автостанцию лучше за пол часа до отправления, чтобы занять места, если, конечно, рейс отправляется не в 5:20 утра, как было у нас в Мамаллапураме. Билеты приобретаются непосредственно у кондуктора, который сопровождает каждый рейс. Искать этого дядьку нет смысла, он сам вас найдет. По нашим наблюдениям, утренние локал басы (до 10 — 11 часов) гораздо менее заполненные, чем более поздние рейсы, не зависимо от того выходной это день или будний. Поэтому мы старались купить билет на первый рейс и вставать по- раньше, догоняя сон в автобусе.

 

Салон городского автобуса

Салон городского автобуса

 

Туристические автобусы, слипер-басы. Мы дважды проводили ночь в автобусах и дважды это оказывались полуспальные (semi-slipper) варианты, а так хотелось прокатиться на slipper-bus, которые мы видели на фото.

 

Индийский автобус

Об автобусах в общем 

Во многих автобусах было замечено условное разделение на женскую половину и общую. Как правило, женщины сидят в передней части автобуса, поближе к водителю. Но это разделение не строгое, если мужчина сядет спереди, его камнями не закидают.

Индийские автобусы иногда ломаются — это надо учитывать, планируя важные стратегические стыковки. Нам посчастливилось стать участниками такого события: к счастью, мы никуда не спешили, т.к. возвращались домой после экскурсии в Канчипурам, и смогли оценить ситуацию оптимистично. Проведенные два с половиной часа в чистом поле в компании индийских «коллег» по несчастью принесли больше позитивных эмоций, чем негатива.

Водители индийских автобусов не ездят, а летают. В поездке по горной дороге над обрывом каждый турист неоднократно мысленно прощается с жизнью — это известный факт. Мой муж, глядя на лихачей, все время повторял фразу «Тормоза придумали трусы», подразумевая, что в Индии трУсов нет. Здесь царит непоколебимая вера во всемогущество сигнала клаксона, проще говоря, бибиканья.

Билеты на туристические или местные автобусы можно приобрести заранее на сайтахагрегаторах:  www.travelyaari.com и www.makemytrip.com или на сайтах автобусного сообщения определенного штата: КарнатакиКералы.

 

Рикши

Моторикши стоят не так дешево, как хотелось бы. Прочитанное в интернете правило просчета оплаты услуг рикши из расчета 15 рупий за 1 км в реальной жизни не подтвердилось — в большинстве случаев за такую сумму просто отказывались ехать. Но в некоторых небольших городах водители соглашались и на меньшую сумму. Так что местный проезд — самый тяжелый для просчета пункт в планировании бюджета поездки.

 

Моторикша

Моторикша

 

Велорикши поголовно выглядят очень убого: облезлые конструкции, отдаленно напоминающие велосипеды, запряженные высохшими от тяжелой жизни людьми. У нас была идея на них прокатиться, но мы с этой идеей быстро расстались, т.к. было такое чувство, что хочешь проехаться на запряженном узнике концлагеря. Хотя цена была в разы меньше мото-коллег.

 

Велорикша

Велорикша

 

Дорожное движение в Индии

Веселенький грузовик

Веселенький грузовик

На дорогах Индии неуклонно действует закон джунглей: кто больше, тот и прав. Тут уже Я вспоминала любимую фразу «У носорога очень плохое зрение, но при массе носорога, его плохое зрение — это не его проблема».  Так и в Индии: самый большой «зверь» никого не видит, не перед кем не притормаживает, только важно оповещает о своем присутствии «рычанием». Самый крупный «зверь» — это огромные грузовики, размалеванные как платформы с идолами на религиозных процессиях. На ступень ниже в эволюционной цепочке идут автобусы — они в Индии просто гигантские. Дальше по ниспадающей: легковые автомобили, моторикши, велорикши, повозки, запряженные лошадьми — в низших кругах правит сила гудка: кто первый посигналит, тот и прав, но любой из них не прав, если впереди едет автобус или фура. И наконец самую нижайшую позицию занимает пешеход, вынужденный идти по проезжей части, поскольку тротуаров почти нигде нет, а если и есть, то они уже заняты под чей-то туалет или спальню. Пешеход — это не участник движения — это невидимая грязь, его можно просто не замечать, поэтому уважаемые люди в Индии пешком не передвигаются. А мы, наивные, так хотели погулять по индийским улицам…

 

Настоящий царь зверей «каменных джунглей» Индии — это корова. Она ходит где хочет и куда хочет, проезжая часть — не исключение. Любая представительница божественного вида фауны привыкла к постоянным бибиканьям и вообще на них не реагирует. Эта картина — одна из самых экзотичных и колоритных во всей Индии.

 

Священная корова

 

ПДД как таковые может быть где-то и существуют, на какой-то официальной бумаге, но водители про них точно ничего не слышали. Даже направление движения — весьма условно, его можно поменять в любой момент. Пешеходам в такой давке очень тяжело: попробуй перейди дорогу, когда в целом городе может не быть ни одного светофора, а такое явление, как зебра — плод научной фантастики. Единственный способ перейти улицу с несущимся транспортом — это прикинуться коровой и также вальяжно, не обращая ни на кого внимание, пойти перпендикулярно оживленному движению, проще говоря — под колеса. Как ни странно, метод срабатывает, водители успевают затормозить на безопасном расстоянии.

 

Улица в Хайдерабаде

Улица в Хайдерабаде

 

Учитывая вышесказанное, можно догадаться, почему я ни слова не сказала про аренду машины — самый удобный способ передвижения в другой стране, но не в этой. Здесь самостоятельно передвигаться за рулем невозможно, не зная досконально законов асфальтных джунглей.

 

Индийский транспорт

 

 

5 Replies to “Транспорт Индии”

  1. Как все сложно )) Мы только на Гоа были, там все чинно и благородно, а вот на автобусе часов 5 по жаре я бы честно говоря врядли выдержал ((

  2. Не забудьте взять с собой беруши или вакуумные наушники (мы так сделали) для поездки в индийских автобусах, особенно на длительное расстояние. Кроме громко играющей местной музыки, вас постоянно будет оглушать рев сигнала, который является основным средством коммуникаций водителя на индийской дороге.

Добавить комментарий